Ямпольская Ольга Петровна
Методист/преподаватель
Общий стаж работы: 38 лет
Педагогический стаж: 15 лет
Образование высшее техническое:
В 1978 г закончила Ленинградский электротехнический институт
им. В.И. Ульянова (Ленина) по специальности ЭВМ.
Присвоенная квалификация: инженер – системотехник.
В 2005 г закончила с отличием Педагогический колледж № 8 СПб
по специальности «Социальная педагогика»
методическая разработка: методические рекомендации для преподавателей по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся
методические рекомендации
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Самостоятельная работа - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Цель самостоятельной работы заключается в формировании навыков самообразовательной деятельности, приобретении опыта творческой, исследовательской работы, развитии самостоятельности, ответственности, организованности в решении учебных
и профессиональных задач.
Для реализации намеченных целей самостоятельной работы используются средства обучения, которые условно можно разделить на три группы:
Выбор конкретных видов и форм организации самостоятельной деятельности обучающихся определяется профилем обучения, уровнем профессионального образования, спецификой изучаемой дисциплины (междисциплинарного курса).
2. Планирование самостоятельной работы
2.1. При планировании состава и содержания самостоятельной работы следует исходить из того, что ее ведущей дидактической целью является:
2.2. При разработке содержания самостоятельной работы следует учитывать необходимость акцентировать усилия на освоении знаний, заявленных в качестве результатов обучения, и имеющих существенное значение в освоении основных видов профессиональной деятельности.
2.3. При планировании самостоятельной работы обучающихся необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично - поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности обучающихся.
2.4. Состав заданий для самостоятельной работы должен быть спланирован с тем расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством обучающихся.
2.5. При планировании самостоятельной работы обучающегося разрабатывается система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы.
2.6. Содержание самостоятельной работы фиксируется в рабочих программах учебных дисциплин, междисциплинарных курсов в разделе «Содержание учебного материала». Количество часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся, фиксируется в тематических планах рабочих программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, разделе «2.1. Объем учебной дисциплины/междисциплинарного курса и виды учебной работы».
3.1. Самостоятельная работа обучающихся реализуется в специально оборудованных помещениях. Преподаватель должен обеспечить наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала. Продолжительность занятия не менее одного академического часа.
3.2. Необходимыми структурными элементами самостоятельной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также наличие методических рекомендаций по выполнению каждого конкретного задания.
3.3. Формы организации самостоятельной деятельности обучающихся подразделяют следующим образом:
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одно и то же задание.
При групповой форме организации занятий одно и то же задание выполняется бригадами по 2 - 5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.
3.4. Для повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся рекомендуется:
3.5. Виды организации самостоятельной деятельности обучающихся диктуются целями и задачами, определяемыми преподавателем при планировании самостоятельной работы в рамках конкретной дисциплины (междисциплинарного курса).
Виды заданий для самостоятельной работы обучающихся |
||
для овладения, углубления |
для систематизации |
для формирования практических |
Работа с текстами (учебника, первоисточника, дополнительной литературы): чтение текста, составление плана учебного текста, тезисов по тексту; конспектирование текста, графическое изображение структуры текста. Работа со словарями и справочниками. Составление тематического глоссария. Изучение нормативных документов. Прослушивание учебных аудиозаписей. Просмотр видеоматериалов. Работа с конспектом лекций. Составление опорного конспекта по теме… Подготовка ответов на вопросы для самопроверки изученного материала. Заполнение таблицы с использованием… Заполнение блок-схемы. Составление тематических кроссвордов. Изучение технологической (инструкционной) карты |
Составление таблиц с целью систематизации материала Повторная работа с учебными материалами Подготовка к практическим, семинарским занятиям, к контрольной работе, зачету, деловой игре. Создание фотоотчетов, фильмов и пр. Составление плана ответа Подготовка ответов на контрольные вопросы Составление схем, графиков, диаграмм Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме Составление памятки Анализ статистических и фактических материалов по заданной теме Составление моделей и схем на основе статистических материалов |
Решение задач и упражнений по образцу; Выполнение чертежей, схем, расчётно-графических работ; Определение алгоритма практических действий (план, схема). Проведение анкетирования и исследования Составление технологических схем и расчетов Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; Подготовка к деловым играм; Подготовка и выполнение курсовых и дипломных работ (проектов); Использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета; Применение знаний в новых условиях, проектирование и моделирование объектов, процессов профессиональной деятельности. Выделение проблемы и нахождение путей её решения; Самостоятельная постановка проблемы и нахождение путей её решения; |
Методические указания по выполнению обучающимися самостоятельной работы по дисциплине/ междисциплинарному курсу должны содержать:
Титульный лист должен содержать:
Пример оформления титульного листа представлен в приложении 1.
В содержании методических указаний перечисляют номера и наименования разделов, самостоятельных работ, приложений, помещенных в методических рекомендациях, и номера страниц, на которых они начинаются.
В пояснительной записке должно быть указано:
Планирование самостоятельной работы
На основе программы и календарно-тематического плана составляется таблица
Наименование раздела, темы |
Номер, содержание задания самостоятельной работы |
Количество часов, |
Форма представления результатов |
|
|
|
|
Общие рекомендации обучающемуся по выполнению
заданий самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы включают в себя:
Учебно-методическое и информационное обеспечение может быть дано к каждой самостоятельной работе или к методическим рекомендациям в целом. В учебно-методическое и информационное обеспечение включаются учебники и учебные пособия, предусмотренные учебной программой с учетом последних изданий и наличием в библиотеке колледжа.
Приложение
Методические указания обучающимся по выполнению
отдельных видов заданий самостоятельной работы
и возможные критерии оценивания результатов
Вид самостоятельной работы: Составление кроссвордов
Методические указания
Критерии оценки кроссворда
Критерии оценки |
Работа выполнена |
Работа выполнена |
Работа |
Грамотность в определениях терминов |
Термины и определения написаны грамотно, допускается 1 ошибка |
Есть незначительное количество грамматических ошибок (2-3) |
- Обучающийся работу не выполнил вовсе. - Значительное количество грамматических ошибок (более 5) - В содержании кроссворда используется много (более 2/3) терминов не по изучаемой теме; - Определение терминов не точны либо пространны, либо слишком кратки. - Определения содержат явную подсказку термина. - Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. |
Уровень сложности составленных вопросов |
- В содержании кроссворда используются термины по изучаемой теме; Определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений |
- В содержании кроссворда используется несколько терминов не по изучаемой теме; Определение терминов вызывает у обучающегося некоторые затруднения |
|
Правильность оформления отчета |
- Кроссворд оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления. - Объем отчета соответствует регламенту. |
- Кроссворд оформлен недостаточно аккуратно. - Объем отчета превышает регламент. |
|
Творческий подход к оформлению |
- Кроссворд оформлен иллюстрациями - Сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлена - При оформлении кроссворда использовано специальное программное обеспечение |
- Кроссворд оформлен иллюстрациями, но некоторые из них не соответствуют теме кроссворда - При оформлении кроссворда не использовалось специальное программное обеспечение |
Вид самостоятельной работы: Работа с таблицами
Методические указания
Критерии оценки работы с таблицами
Критерии оценки |
Работа выполнена |
Работа выполнена |
Работа |
Соответствие представленной в таблице информации заданной теме |
Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме |
Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки. |
- Обучающийся работу не выполнил вовсе. - Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме. - Имеются незаполненные ячейки или серьезные множественные ошибки. - Отчет выполнен и оформлен небрежно, |
Лаконичность и четкость изложения материала в таблице |
Материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.
|
Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст |
|
Правильность оформления |
Оформление таблицы полностью соответствует требованиям. |
В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. |
Вид самостоятельной работы: Подготовка к практическим работам
Методические указания
Повторите правила организации и охраны труда при выполнении данной практической работы.
Вид самостоятельной работы: Составление схем
Методические указания
Критерии оценки работы по составлению схем
Критерии оценки |
Работа выполнена |
Работа выполнена |
Работа |
Соответствие представленной в схеме информации заданной теме |
Содержание схемы полностью соответствует заданной теме |
Содержание материала в схеме соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки. |
- Обучающийся работу не выполнил вовсе. - Содержание блоков схемы не соответствует заданной теме. - Имеются множественные логические ошибки в связях между блоками схемы. - Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. |
Читаемость, логичность, лаконичность схемы |
Материал в схеме излагается четко и лаконично, схема читается легко, связи между блоками определяются логикой изложения материала. |
Материал в схеме излагается недостаточно четко и лаконично, кое-где нарушены логические связи между блоками схемы. |
|
Правильность оформления |
Оформление схемы полностью соответствует требованиям. |
В оформлении схемы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. |
Вид самостоятельной работы: Решение задач
Методические указания
Вид самостоятельной работы: Составление глоссария
Глоссарий – словарь определенных понятий или терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.
Методические указания
№ п/п |
Термин |
Значение |
Область применения (раздел, тема) |
1 |
Конфликтоген |
слова, жесты, оценки, суждения, действия или бездействия одной или обеих взаимодействующих сторон, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт |
Тема 2. Психологические аспекты делового общения |
2 |
|
|
|
Критерии оценки работы по составлению глоссария
Критерии оценки |
Работа выполнена |
Работа выполнена |
Работа |
Соответствие термина и объяснения его значения- 6 баллов
Соблюдение структуры статьи глоссария – 4 балла
Четкость и аккуратность при оформлении - 2 балла
|
Подобранное определения термина соответствует его значению полностью - 6 баллов Выдержаны все требования к структуре и оформлению глоссария - 6 баллов
|
Глоссарий составлен с небольшими неточностями – минус 1 балл
При составлении статей допущены незначительные ошибки, есть несоответствие при оформлении глоссария – минус 2 балла.
Глоссарий выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований – минус 3 баллов |
- Обучающийся работу не выполнил вовсе – минус 12 баллов.
- при составлении глоссария допущены грубые ошибки - . - |
12 баллов |
12 баллов |
Минус 6 баллов |
Минус 12 баллов |
Максимальное количество баллов - 12 Отметка «2» - менее 6 баллов Отметка «3» - 6 – 8 баллов Отметка «4» - 9- 10 баллов Отметка «5» - 11 - 12 баллов |
Размер