Главная Сведения об ОУ Ресурсный центр Социальное партнерство Центр СТВ Анкетирование Контакты
Добро пожаловать на сайт Автодорожного колледжа!
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
2019
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Щербаков Владимир Алексеевич

преподаватель спец. дисциплин

Образование-Санкт-Петербургский Северо-Западный государственный заочный технический университет.

Квалификация-инженер по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»

Общий стаж работы-29 лет

Педагогический стаж-3 года

Профессиональная переподготовка:СПбГАСУ по программе «Преподаватель методист автомобильной школы» на ведение профессиональной деятельности по направлению «Техника и технология наземного транспорта 2016 г.

Повышение квалификации-Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» по программе «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС».

СТАТЬЯ

ПРОФСТАНДАРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ.

Термин «профессиональный стандарт» относительно новое понятие, появившиеся в России на федеральном уровне только в 2013 г. Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным.

По состоянию на июнь 2016 года было принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных профессий.  К числу затронутых отраслей относится и транспорт. И одной из профессий, для которой были введены обязательные профстандарты в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.

Что это за термин? В чем его цель?  На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.

Рассмотрим термин «профстандарт». Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, статья 195.1 «Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.»  То есть сам термин означает список квалификационных требований, которые касаются опыта работы, образования, навыков и физического состояния водителя. Цель профстандарта устранить неясности в обязанностях, и установить единые требования к водителю легкого автомобиля.

Говоря в статье о легковом автомобиле, следует понимать, что согласно действующему Российскому законодательству легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям: его масса не превышает 3500 кг; число пассажиров не превышает 8 человек. Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «1», это означает, что перед нами именно легковой автомобиль.   Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер»). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.

Давайте рассмотрим, что же должен включать в себя профессиональный стандарт водителя легкового автомобиля.

Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году.  Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей. Таких как :

  1. Общие сведения, в эту часть включено официальное наименование и описания вида деятельности, для которого разработан стандарт.
  2. Функциональная карта, этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:
  • управление автомобилем;
  • его техническое обслуживание;
  • перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.

Так же этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.

3. Характеристика обобщенных функций. Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее. 

Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях.

  1. Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта

В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области. Разработчиком может быть, как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество

  1. Ответственность за несоблюдение

Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности.

Таким образом, мы рассмотрели: понятийный аппарат вопроса профессионального стандарта для водителя легкового автомобиля и его функциональную составляющую. Мы выявили, что применять профстандарты необходимо для защиты от неквалифицированного персонала. Следует помнить, что для водителя любого вида ТС существуют общие требования, которые необходимо знать и уметь применять.

Литература:

Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 195.1

Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта».