Главная Сведения об ОУ Дистанционное обучение Социальное партнерство Центр СТВ Анкетирование Контакты
Логотип adk80.ru
Добро пожаловать на сайт Автодорожного колледжа!
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
2020
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Жмакин Владимир Викторович

Мастер производственного обучения

Ветеран труда, Ветеран профтехобразования России.

Категория высшая

Общий стаж: 49 лет

Педагогический стаж: 45 лет

Образование: высшее профессиональное — Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I — наземные транспортно-технологические средства — инженер.

Профессиональна переподготовка: СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж». 2017. Педагог профессионального образования.

Повышение квалификации: 2019 СПб ГБ ПОУ «Автодорожный колледж» «Совершенствование процесса подготовки квалифицированных рабочих с учетом требований ПС и современных технологий», СПб ГАСУ. 2019. (курсы повышения квалификации) «Преподаватель- методист автомобильной школы», СПб ГАСУ. 2019. (курсы повышения квалификации) «Мастер п/о вождения ТС категории В–М»

ИСТОРИЯ АВТОКРАНОВ

Начиная со строительства дорог, объектов недвижимости и коммуникаций, обойтись без специальной техники в современном мире невозможно. И никто не представляет себе современные строительные работы без присутствия автокрана на любой строительной площадке. Но по меркам истории автокраны появились не так уж и давно.

История развития автокранов берёт начало с момента создания паровых тягачей, которые в военное время использовались для разгрузки ящиков с оружием и для создания высотных укреплений. В мирное время — для сельскохозяйственных работ и для восстановления зданий.

Автокраны малого класса впервые появились в начале прошлого века. Для обеспечения энергетических нужд самого крана применялось несколько схем, однако наиболее популярной из них стал вал отбора мощности. У этой достаточно простой конструкции был один существенный недостаток: грузоподъемность крана напрямую зависела от мощности базового шасси. Для улучшения первой конструкции использовалось множество различных схем; возникали конструкции на основе электрических генераторов или, например, автодерриков – в сороковых годах так называли автокраны с деревянной стрелой для трелевки леса.

В середине пятидесятых возникли башенные саморемонтируемые автокраны; здесь в качестве шасси использовались машины ЗИС-150 и ЗИЛ-164. При нехватке мощности базовой ходовой части, кран дополняли собственным двигателем – электрическим, бензиновым или дизельным. Этот процесс, казалось, будет продолжаться бесконечно; однако в 1960-х годах прогресс машиностроения позволил массово использовать для кранов гидроцилиндры. Вообще, в то время казалось, что за гидроцилиндрами и подобными механизмами вообще будущее всего машиностроения; частое применение этих агрегатов позволило намного улучшить их технологию и наладить массовое производство. В итоге сильно повысилась мощность гидроцилиндров, а новые стандарты качества позволили практически избежать потерь жидкости в гидроцилиндрах; все это возымело свое действие и на автокраны, и в итоге оказалось дешевле при легких погрузочных работах использовать не специализированные автокраны малой грузоподъемности, а манипуляторы, устанавливаемые на обычный грузовой автомобиль. В результате традиционные краны малого класса серьезно сдали свои позиции.

Немного истории советских автокранов

Сейчас уже никто и не вспомнит, на каком из предприятий был выпущен первый автокран в СССР. Но в архивах можно найти документы о том, что в 1932 году на заводе «Красный металлист» был выпущен автокран АКЭ на шасси грузовика АМО-3. Поднимал этот кран всего 2,5 тонны, а при максимальном вылете стрелы-5 метров, грузоподъёмность составляла всего одну тонну.

В 1936 году установку АКЭ поместили на шестиколесный ЗиС- 6. Он поднимал 3 тонны и имел электрический привод.

Его конкурентом был автокран АПТ-1. Его выпустили на шасси автомобиля ЗиС-5 в 1934 году. Поднимал он всего 1,5 тонны груза на высоту до 3-х метров.

До 1940 года, применение его на стройках было несущественным, из-за дорогостоящего обслуживания и маленькой высоты подъёма. С 1936г. по 1941г. был выпущен всего 21 автокран этой марки.

Также на базе ЗИС-5 заводом имени «Январское восстание», был выпущен кран АК-11. Своей решётчатой ломаной стрелой, сваренной из металлических треугольников, он поднимал всё те же 3 тонны.

В 1951 году в связи с массовыми стройками новых заводов по всей необъятной стране, начало увеличиваться производство подъёмных кранов.

Опытный образец автокрана К-51, грузоподъемностью 5 т, на шасси автомобиля ЯАЗ-200 выпущен в конце 40-х гг. на одесском заводе "им. Январского восстания". В Ленинграде на его базе освоено производство крана К-53 (КЛ-53, на фото сверху). В дальнейшем серийное производство крана К-51 освоено с 1951 г. на Ивановском механическом заводе, а с 1954 г. — Ивановском автокрановом заводе.

В дальнейшем кран К-51 был модернизирован с повышением грузоподъемности до 6 т и выпускался под маркой К-61. Эта же крановая установка с середины 60-х гг. монтировалась на шасси автомобиля МАЗ-500 (К-61М).

Для всех кранов характерен механический привод крановых механизмов и выносные вручную опоры с винтовыми домкратами.

Кран К-51 на шасси автомобиля МАЗ-200. Фотография из архива О.Чалкова

Кран К-51 на шасси МАЗ-200. г. Череповец, 60-е гг. Фотография использована с сайта "Фотолетопись России"

В 1957 году первый опытный образец автокрана КТС-3 на шасси ЗиС-150 был выпущен Рижским РМЗ. В последствии этот завод выпустил серию автокранов КТС-3В и КТС-3Г на базе ЗИЛ 160 и ЗИЛ164.  Выросла грузоподъёмность с 3 тонн до 11тон. С изменением конструкции стрелы, увеличилась устойчивость крана.

Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,авто- и железнодорожной технике

Автомобильный кран КТС-3Г на базе ЗиЛ-164А. Фотография из справочной литературы

Развивал «краностроение» и небезызвестный Горьковский автомобильный завод.  Довольно распространённой моделью стал автокран К-2,5-1Э на базе автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-63.

С 1960г. была изменена конструкция автокранов и крановая установка. Менялись шасси. Происходила постоянная модернизация установок.

В СССР выпускал автокраны и «Ивановский Автокрановый завод». На базе УРАЛ-375 Д был выпущен 8Т210.   Грузоподъемность машины составляла —  6,3 тонн, а максимальный вылет стрелы составлял 3,5 метра. Серийное производство этого крана началось в далёком 1962 году.

Фотографии заимствованы с сайта Сайт о механических экскаваторах, старой строительной, авто- и железнодорожной технике

Следующее изменение в конструкции автокранов произошло уже в 1970г. Стали выпускать автокраны с гидравлическим приводом. Строительство крупнейших автозаводов, где выпускались грузовики, способствовало расширению моделей автокранов. Машины становились мощнее и подъёмные механизмы росли. Работа на стройках становилась более эффективной.

Настоящим прорывом в области автомобилестроения техники специального назначения, стал автокран КС-3571 завода «Автокран».  В 1978 году этот автокран был удостоен высокой награды — «Знак качества СССР».

Настоящим богатырём казался на советских стройках в 1988 году автокран СМК-10 на шасси МАЗ-500А грузоподъемностью 10 тонн. Минский автомобильный завод неустанно совершенствовал свои грузовики. Техника становилась сложнее, мощнее. В последствии, отечественные заводы взяли постепенно пределы грузоподъёмности в 15, 20, 30 тонн.

КамАЗ, Урал, КрАЗ, МАЗ, МЗКТ или ЗИЛ – самые известные автозаводы на шасси грузовиков которых продолжают ставить свои подъёмные установки заводы -«краностроители» с момента распада СССР.

И пусть большинство «монстров» советских строек тихонько доживают свой век, ржавея на свалках или на задворках автокомбинатов, следует помнить, что когда-то они были самыми лучшими помощниками людей на огромной территории советского союза.