Главная Сведения об ОУ Ресурсный центр Социальное партнерство Центр СТВ Анкетирование Контакты
Добро пожаловать на сайт Автодорожного колледжа!
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
2018
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
You are not allowed to execute content/header2
Дроздова Наталия Генадьевна
преподаватель математики СПб ГБОУ НПО "Автодорожный колледж" 

Самостоятельная работа

при обучении  математике.

Методическая разработка

 

Основная задача среднего и начального профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа учащихся  является важной формой образовательного процесса.

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа учащихся.

Самостоятельная работа учащихся – это работа, которая выполняется ими по заданию преподавателя, без его непосредственного участия (но под его руководством) в специально представленное для этого время.

Цели самостоятельной работы:

¬  качественное усвоение учебного материала;

¬  выработка умений и навыков учебной деятельности;

¬  формирование познавательных способностей и интереса к изучаемому материалу;

¬  формирование готовности к самообразованию;

¬  формирование самостоятельности как качества личности.

Классификация самостоятельных работ.

▪ по дидактическим целям:

Обучающие. Такие работы проводятся на этапе подготовки к введению нового материала, т.е. сразу после объяснения. Содержание таких работ составляется из заданий репродуктивного характера, работы проверяются немедленно. Самостоятельно давая ответы на вопросы, учащиеся осмысливают объяснение преподавателя, запоминают основные свойства, правила, учатся их применять, с интересом воспринимают изучаемый материал, так как сами участвуют в его объяснении. К обучающим самостоятельным работам относятся также самостоятельное составление алгоритмов и решение задач по алгоритму.

Тренировочные. К тренировочным работам относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. В заданиях такого типа часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, определения, свойства тех или иных математических объектов. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила.

Закрепляющие. К таким самостоятельным работам можно отнести те, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал.

Повторяющие,  развивающие,  контролирующие.

▪ по уровню самостоятельности учащихся– самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, частично-поисковые, исследовательские.

По образцу используются при первичном закреплении изученного. В этом случае учащиеся не выходят за рамки воспроизводящей деятельности, которая направлена на овладение основными  знаниями, умениями, способами работы. Предлагаемые при  этом задания выполняются по образцам и алгоритмам, показанным преподавателем или подробно описанным в учебнике.

    Реконструктивно-вариативные  содержат в себе задачи, по условиям которых студентам приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные.

Частично-поисковые  требуют  переноса  знаний  и  умений  в  необычные, нестандартные ситуации.

     Исследовательские предназначены для открытия новых сведений об изучаемых объектах, используя накопленные знания и умения, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения.

▪ по степени индивидуализации– групповые и индивидуальные.

▪ по источнику и методу приобретения знаний– работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов и т.д.

▪ по форме выполнения– устные и письменные.

▪ по месту– классные и домашние.

Результаты самостоятельной работы:

¬  обучающий – накопление фактического материала и опыта его личностного осмысления и оценки;

¬  развивающий – формирование умений и навыков самостоятельного труда;

¬  воспитательный – воспитание добросовестности, усидчивости, прилежания, дисциплинированности, ответственности и др.;

¬  диагностический– проявляет истинную картину усвоения обучаемым знаний, умений, навыков, развития их интеллектуальных и физических сил и способностей.

 

Этапы занятия

Виды самостоятельной работы

Подготовка к восприятию нового материала.

  • предварительное наблюдение;
  • предварительное чтение книги;
  • просмотр рисунков, чертежей, схем;
  • подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

 

Изучение новых знаний.

Œ1.при объяснении преподавателем нового материала (до объяснения заранее дать задание):

  • составить план;
  • сделать конспект;
  • графически изобразить.

 2.самостоятельно:

  • работа с учебником (выделение главного, определение понятия, отбор материала, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя и т. д.);
  • работа с использованием дополнительных источников: статей, схем, таблиц и т.д.;
  • изучение всей темы по учебнику;
  • наблюдения, опыты.

Применение знаний.

  • упражнения (от выполнения по образцу к более высокому уровню решения и составления задач);
  • сочинения, доклады и т.д.

Обобщение и систематизация знаний.

  • составление сводных таблиц, схем и диаграмм;
  • определение выводов.

Проверка знаний, умений и навыков.

  • работы (письменные, графические, практические);
  • тесты;
  • ответы на вопросы преподавателя:
  1. на сравнение, объяснение, доказательство, обоснование
  2. требующие характеристики явлений, оценки предметов
  3. вопросы, требующие анализа, синтеза каких-либо данных.

 

Организация внеаудиторной самостоятельной работы.

В последнее время число аудиторных часов, выделенных на изучение математики в учреждениях среднего и начального профессионального образования, сокращено, при этом содержательная часть не уменьшилась, а в некоторых разделах даже расширилась. В связи с этим в образовательных стандартах для СПО  и НПО значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу учащихся. При разработке рабочего учебного плана по дисциплине преподавателем планируется и содержание внеаудиторной самостоятельной  работы. При этом необходимо организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы каждый студент имел возможность овладеть математическими знаниями и умениями.

Перед  выполнением  студентами  внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания,   который   включает  цель  задания,  его  содержание,  сроки выполнения,  ориентировочный  объем  работы,  основные  требования   к результатам   работы,   критерии   оценки.   В   процессе  инструктажа преподаватель предупреждает учащихся о  возможных  типичных  ошибках, встречающихся    при   выполнении   задания.   Инструктаж   проводится преподавателем  за  счет  объема  времени,  отведенного  на   изучение дисциплины.
      Во время выполнения учащимися внеаудиторной самостоятельной работы  и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Самостоятельная  работа  может  осуществляться индивидуально или группами учащихся  в  зависимости  от  цели,  объема,  конкретной тематики  самостоятельной  работы,  уровня  сложности,  уровня  умений учащихся.
      Контроль  результатов  внеаудиторной  самостоятельной работы учащихся может осуществляться  в  пределах  времени,  отведенного  на обязательные   учебные   занятия   по   дисциплине   и   внеаудиторную самостоятельную работу учащихся  по  дисциплине,  может  проходить  в письменной,  устной или смешанной форме.
      В  качестве   форм   и   методов   контроля   внеаудиторной самостоятельной работы учащихся могут быть  использованы  семинарские занятия, зачеты,  тестирование, самоотчеты и др.
      Критериями  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
     - уровень освоения студентом учебного материала;
     - умение   студента   использовать   теоретические   знания   при выполнении практических задач;
     - сформированность общеучебных умений;
     - обоснованность и четкость изложения ответа;
     - оформление материала в соответствии с требованиями.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Самостоятельная работа *Логарифмы* содержит необходимое количество заданий на закрепление  и систематизацию знаний и умений по теме. Выполнение некоторых заданий приводит учащегося  к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. Достаточное количество вариантов обеспечивает индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности учащегося в учебной деятельности (исключается возможность механического списывания).

Актуальность этой методической разработки дает возможность рекомендовать ее к использованию в практике преподавания дисциплины математика не только в системе НПО,  но и в общеобразовательной школе в 10 – 11 классах. 

 

 

 

 

Литература

 

1.Алгебра и начала анализа  Ш.А.Алимов  М.: «Просвещение»,

 

2.Алгебра и начала анализа. Задачник часть1,2  /Под ред. А.Г.Мордкович  М.: «Снемозина», 2005.

 

3.  М.И. Башмаков Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М.,  2005.

 

4.  Математика Учебное пособие для 10 класса. Л.А.Атанасян СПБ,.: «Специальная литература», 2008.

 

5.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

 

6.  Логарифмы. Пособие для школьников, абитуриентов, учителей.Шахмейстер А.Х. – СПБ, Москва.: 2004. .

 

Вариант 1.

Вариант 2.

1. При каких значениях   x   имеют  смысл

выражения:

1. При каких значениях   x   имеют  смысл

выражения:

а)

lg(x + 37) + lg(111 – 2x )

а)

lg (x + 4) + lg(2x – 2)

б)

log x (2x– 7x + 6)

б)

log x (3x+ 16x + 16)

2. Найдите значение  x

2. Найдите значение  x

 

 

3. Решите уравнения:

3. Решите уравнения:

а)

log 2(x + 7) + log 2(x – 3) = log 211,

а)

log 3(x – 2) + log 3(x + 7) = log 310,

б)

,

б)

,

в)

log2 1/4x + log 1/4x – 6 = 0 .

в)

log2 5x + log 5x – 12 = 0 .

4. Решите неравенства:

4. Решите неравенства:

а)

log 39(39x + 2) ≤1 ,

а)

log 1/6(2x – 2) ≥ 0 ,

б)

log 1/8(2x – 1) + log 1/8x > 0 .

б)

log 4x + log 4(x – 3) < 1

Вариант 3.

Вариант 4.

1. При каких значениях   x   имеют смысл выражения:.

1. При каких значениях   x   имеют смысл выражения:.

а)

lg(x + 3) + lg(9 – 2x)

а)

lg(x + 8) + lg(2x – 4)

б)

log x (5x– 17x + 14)

б)

log x (4x– 13x + 10)

3. Найдите значение x

3. Найдите значение x

 

 

4. Решите уравнения:

4. Решите уравнения:

а)

log 2(x – 4) + log 2(x – 5) = log 26 ,

а)

log 3(x – 3) + log 3(x + 6) = log 322 ,

б)

,

б)

,

в)

log2 1/9x – log 1/9x – 2 = 0 .

в)

log2 2x + log 2x – 30 = 0 .

5. Решите неравенства:

5. Решите неравенства:

а)

log 37(37x + 2) ≤1 ,

а)

log 1/5(4x – 2) ≥ 0 ,

б)

log 1/7(2x – 1) + log 1/7x > 0 .

б)

log 6x + log 6(x – 5) < 1 .

             

 

 

Вариант 5.

Вариант 6.

1. При каких значениях   x   имеют смысл выражение.

1. При каких значениях   x   имеют смысл выражение.

а)

lg(x + 5) + lg(15 – 2x)

а)

lg(x + 12) + lg(2x – 6)

б)

log x (4x– 9x – 28)

б)

log x (5x– 9x – 18) 

3. Найдите значение x

3. Найдите значение x

 

 

4. Решите уравнения:

4. Решите уравнения:

а)

log 2(x + 12) + log 2(x–3) = log 216

а)

log 3(x – 5) + log 3(x + 8) = log 3 30

б)

,

б)

,

в)

log2 1/8x + 2log 1/8x – 3 = 0

в)

log2 7x – 2log 7x – 8 = 0

5. Решите неравенства:

5. Решите неравенства:

а)

log 35(35x + 2) ≤1

а)

log 1/4(6x – 2) ≥ 0

б)

log 1/3(2x – 1) + log 1/3x > 0

б)

log 8x + log 8(x – 7) < 1

Вариант 7.

Вариант 8.

1. При каких значениях   x   имеют смысл выражение.

1. При каких значениях   x   имеют смысл выражение.

а)

lg(x + 7) + lg(21 – 2x)

а)

lg(x + 16) + lg(2x – 8)

б)

log x (3x+ 4x – 15)

б)

log x (5x+ 11x – 36)

3. Найдите значение x

3. Найдите значение x

 

 

4. Решите уравнения:

4. Решите уравнения:

а)

log 2(x + 5) + log 2(x – 3) = log 265

а)

log 3(x – 8) + log 3(x + 2) = log 311

б)

,

б)

,

в)

log2 1/5x – log 1/5x – 12 = 0

в)

log2 6x – log 6x – 6 = 0

5. Решите неравенства:

5. Решите неравенства:

а)

log 33(33x + 2) ≤1

а)

log 1/5(8x – 2) ≥ 0

б)

log 1/9(2x – 1) + log 1/9x > 0

б)

lg x + lg(x – 9) < 1

           

 

 

You are not allowed to execute content/fotogallery